Архитектура стран Азии (продолжение)

Данная статья продолжает тему архитектуры стран Азии.

В Японии наряду с усложненной системой конструкций с доугунами, применявшейся главным образом в культовых постройках, в жилых и дворцовых зданиях, развивалась еще более рациональная конструкция, получившая особенно широкое применение в жилище. Основу составляет легкий деревянный каркас, стойки которого опираются на камни с отверстием для шипов стоек. Камни укладываются на слой гравия без погружения в землю, что позволяет каркасу свободно балансировать при землетрясениях.

Наружные стойки на высоте 1,8 м над полом связываются балкой с пазами на ее нижней грани для скольжения по ним раздвижных дверей, окон и перегородок.

Скользящие деревянные двери («амадо») и раздвижные панели («сёдзи») из легкой деревянной решетки, оклеенной с одной стороны рисовой пропускающей свет бумагой,— основные элементы заполнения каркаса. Внутренние перегородки также представляют собой раздвижные панели по типу «сёдзи», но оклеенные плотной непрозрачной бумагой с двух сторон.

Поскольку в интерьере японского жилища почти нет мебели, конструкция каркаса предусматривает также устройство встроенных шкафов с раздвижными стенками. Пролеты глухих участков заполнялись обычно бамбуковой сеткой с последующей ее штукатуркой. Элементы каркаса и заполнения в основном сборные; они подчиняются стандартным размерам, устанавливаемым на основе модуля. Исходной величиной модуля являются размеры циновок из рисовой соломы — татами (0,9X1,8 м), укладываемых на пол.

Принципы сборности, трансформации, стандартизация и рациональная простота конструктивных элементов получили здесь яркое выражение.

Конструкции из камня и кирпича в этих странах имели более ограниченное распространение и применялись в первую очередь при постройке оборонительных и инженерных сооружений.

Грандиознейшим из оборонительных комплексов является Великая Китайская стена, строительство которой началось еще в III в. до н. э. и велось вплоть до XIX столетия. Стена протяженностью более 5000 км построена из земли, камня и кирпича толщиной от 5 до 6 м с башнями высотой до 12—15 м.

Кирпич широко использовался в Китае как основной материал при постройке высотных сооружений — пагод. Развитие металлургии в Китае позволило возводить некоторые сооружения из железа и бронзы (железная тринадцатиярусная пагода в Даньяне).

Смелые конструкции из камня применялись в мостостроении. Мост Аньцзицяо (581—618 гг.) в провинции Хэбей в Китае (зодчий Ли Чунь), свидетельствующий о высоком развитии арочно-сводчатых конструкций, сооружен в виде пологой арки пролетом 37,5 м, состоящей из 28 отдельных, параллельно установленных арок шириной 34 см. Масса конструкций облегчена двумя парами боковых арочек, ускоряющих к тому же пропуск воды во время паводков. Следует отметить конструкции висячих мостов, в которых нагрузки воспринимались канатами или железными цепями (мост через р. Дадухэ б провинции Сычуань, 1701 г.). Висячие мосты достигали длины 100—150 м при ширине 2,5—3 м.

Тектоника зданий и сооружений

В культовых постройках Индии и Китая наиболее ярко проявились тектонические различия. Если в монументальных сооружениях Индии преобладал скульптурный метод, то постройки Китая создавались на основе деревянного ордера — художественно осмысленной каркасной системы с четко установленным строем архитектурно-конструктивных элементов.

При отсутствии необходимости в больших внутренних пространствах культовых построек Индии раннего и зрелого средневековья не было стимула развития конструкций из камня; акцент, был перенесен на пластическую разработку форм. Техника скального монолитного строительства в значительной степени обусловила скульптурный метод в архитектуре, стремление к декоративности. Деревянные конструкции влияли на каменные постройки пассивно, будучи предметом широкого, но механического подражания, так как воспроизведение деревянных форм в камне не всегда сообразовывалось с конструктивной логикой: в основном они были источником декоративных сюжетов.

Иррационализм богатой, пластичной до изощренности формы был чертой, обусловившей тектонические качества монументальных построек Индии.

Ордер, сложившийся в деревянных постройках китайского зодчества, напротив, конструктивно более рационален. Декоративное обогащение достигается главным образом усложнением доугунов и других конструктивных элементов, введением дополнительных средств и деталей в отделке. Карниз благодаря доугунам имеет большой вынос, защищая галерею от жарких солнечных лучей и косого дождя. Линия скатов кровли плавно изгибается, а линия карниза поднимается на углах, в результате чего создается зрительный эффект легкости крыши, что подчеркивается сильным по отношению к карнизному прогону выносом тонких, сближенных друг с другом стропильных балочек.

Наблюдается постепенное «растворение» массивности элементов ордера от самых крупных внизу (цельная колонна и архитравная балка) к более дробным доугунам — в верхней части и от них — к изящным деталям венчающего покрытия. В зависимости от величины здания и архитектурно-художественных задач соотношения между элементами ордера изменялись и соответственно усложнялась или упрощалась система доугунов. Основные элементы ордера обычно ярко раскрашивались, расписывались традиционными орнаментами и покрывались лаками с преобладанием красного, зеленого, голубого и белого цветов.

Вершиной рационального осмысления деревянной конструкции явилась система каркаса и заполнения японского трансформирующегося здания. При простоте внешней формы достигаются большие возможности активизации и трансформации внутреннего пространства и его связи с внешней средой. Простота и естественность формы, стремление к слиянию с окружающей природой — важнейшие компоненты японских эстетических представлений нашли отражение в рациональности конструктивной системы почти при полном отсутствии декоративных деталей, в выявлении художественных качеств самого каркаса и заполнения, естественных свойств строительных материалов.

Всего голосов: 329