Мебельные и художественные артели 19 - начала 20 века

Число подмосковных мебельных мастерских и артелей постоянно росло. Так, в 1910-1911 годах открылись две артели - «Столярно-мебельная» и «Кустарь-художник» (второй руководил художник Николай Бартрам). Многие из созданных при содействии Московского губернского земства столярно-мебельных производств имели свою направленность, собственный почерк и стиль. Бартрамовская артель «Кустарь-художник» в том же Сергиевом Посаде использовала для декорирокки мебельных форм выжигание и раскраску.

Хотьковское потребительское общество столяров-резчиков (в слободе Хотьково Дмитровского уезда) развивало резьбу по дереву. Филипповская артель Серпуховского уезда производила резные киоты для икон. Мебельным производством занимались Бабаевская (с. Бабаево Киясовской волости Серпуховского уезда), Телепневская и Дмитровская столярно-мебельпые артели.

Однако главную роль в становлении национального направления в русской мебели конца XIX - начала XX века, бесспорно, сыграли Абрамцево и Галашкино. Мастера, работавшие в этих отдаленных друг от друга центрах, создали самобытный, проникнутый подлинным национальным духом и в то же время далекий от стилизаторства, художественный язык.

Усадьба Абрамцево, купленная в 1870 году русским промышленником и меценатом Саквой Ивановичем Мамонтовым (1841-1918] у дочери Сергея Тимофеевича Аксакова, становится в последние десятилетия XIX века наиболее ярким центром развития национальных традиций. «Красота пользы и польза красоты» - таков был девиз «домашней» эстетики Мамонтовых, превративших свой загородный дом в особый род артистической колонии.

Абрамцевский художественный кружок, основанный но инициативе одаренного и артистичного С.И. Мамонтова, сумевшею создать в своей усадьбе уникальную творческую атмосферу, стая средоточием поиска нового стиля. Соединение пользы и красоты представлялось членам кружка общественным долгом художественной интеллигенции, а обращение к миру русской истории и ее национальным истокам - главной составляющей художественного движения эпохи. Возможность творческого общения, удивительная природа, окружавшая усадьбу, - все привлекало в Абрамцево людей искусства.

Современники называли Савву Ивановича русским Медичи. Действительно, вся атмосфера свободы творчества, царившая в Абрамцеве, воскрешала созидательный дух эпохи Ренессанса. Художники предавались смелым творческим экспериментам, пробуя свои таланты в различных сферах. Подобно великим предшественникам, живописцы обращались к архитектуре и декоративно-прикладному искусству, становясь творцами-универсалами. По проектам Виктора Васнецова была возведена церковь в Абрамцеве. Михаил Врубель и Александр Головин успешно работали в керамической мастерской, смело экспериментируя с формой и декоративными поливами, формируя стилистику русского модерна.

В 1876 году при школе для крестьянских детей в Абрамцеве была создана столярная мастерская. С 1882 года руководство ею взяла на себя Елизавета Григорьевна Мамонтова. Мастерская, где обучали столярному и резчицкому делу (курс длился около четырех лет), позволяла крестьянским детям получить профессию.

Основатели мастерской ставили перед собой гораздо более благородную и важную задачу, нежели просто обучение ремеслу. Задачей Е.Г. Мамонтовой и Е.Д. Поленовой (с 1885 - художественный руководитель мастерской) было научить творчески мыслить, развить способность черпать из окружающей действительности то живое начало, которое неизменно питало крестьянское творчество. Елена Поленова была уверена в том, что навыки резьбы по дереву живут в каждом крестьянском парнишке, - их надлежало только развить и направить в нужное русло.

И сейчас узоры старины используются в классических кухнях, гостиных, спальных гарнитурах.

Всего голосов: 475