Памятники архитектуры Самарканда

Из памятников Самарканда конца XIV — начала XV в. необходимо отметить мавзолей Гур-Эмир (начало XV в.) имеющий в плане квадрат с глубокими нишами, а снаружи представляющий собой восьмигранник. Круглый барабан и ребристый купол сплошь облицованы цветным глазурованным кирпичом. Сплошная орнаментация наружных поверхностей мавзолея слагается из геометрического орнамента на стенах, куполе и горизонтальном фризе и арабских надписей (изречения из Корана) на барабане. Четкая и лаконичная по объемам архитектура мавзолея создает впечатление величавой монументальности, сочетающейся с богатством и красочностью.

Выдающимся памятником архитектуры XIV — первой половины XV вв. является мемориальный ансамбль Шах-и-Зинда в Самарканде — комплекс мавзолеев вдоль узкой пешеходной улицы, поднимающейся по склону горы. Мавзолеи объединены в три группы: нижнюю, среднюю и верхнюю. Размещенные на разных уровнях группы купольных зданий, ярких, полихромных и разнообразных по облицовке, образуют неповторимый по живописности ансамбль.

В строительстве крупных мечетей преобладает четырехайванный тип с колонными галереями и купольным залом перед михрабом. Вход в мечеть и в купольные залы акцентировали пештаки. Мечеть Биби-Ханым (1399—1404 гг.) — один из крупнейших памятников Средней Азии — представляла собой законченный комплекс сооружений этого типа.

Среди сооружений XIV—XV вв. важное место принадлежит медресе, служившим для занятий высшей духовной школы. Внук Тимура Улугбек построил в Самарканде медресе, положившее начало формированию ныне существующего комплекса Региотана — медресе Улугбекз (1417—1420 гг.), медресе Шир-Дор (окончено в 1636 г.) и медресе Тилля-Кари (1646-1660 гг.). Каждое здание состоит из прямоугольного двора, по сторонам которого группируются в один-два этажа жилые помещения для учащихся и преподавателей. По основным осям размещаются айваны -— открытые во двор зальные помещения, служившие в жаркое летнее время аудиториями.

С XVI в. политическим и торговым центром Средней Азии стала Бухара, Обширное городское строительство сопровождалось созданием архитектурных ансамблей (ансамбль соборной мечети Калян, минареты и медресе Мири-Араб в Бухаре), возведением различных типов сооружений, из которых значительное число принадлежало торговым и бытовым (крытые базары, каразан-сараи, бани и др.). По сравнению с предыдущим столетием объемы зданий становятся несколько меньше, упрощается декоративная отделка, хотя в облицовке зданий продолжают использоваться те же виды техники декорирования — глазурованный кирпич, терракота, майолика.

Развитие сводчато-купольных систем, которые получили идеальное выражение в тонких оболочках на прочной и красивой основе арок и нервюр в XVI в., достигло кульминации.

В течение XVII—XVIII вв. происходит постепенное экономическое и политическое ослабление Средней Азии. Строительство продолжается, но оно в значительной мере теряет те высокие художественные и технические качества, которые характеризуют архитектуру предшествующих периодов.

Всего голосов: 317