Русский стиль в мебели

Данная серия статей посвящена разным направлениям в дизайне интерьера и мебели.

Одной из характерных черт европейского искусства XIX столетия было обращение к национальным истокам. Подобные романтические идеи отразились в сменявших друг друга исторических стилях.

В России начало «национального романтизма» восходит к первой четверти XIX века, когда после победоносной войны с Наполеоном русское общество захватил интерес к героической истории Отечества.

«Древние наши города: Новгород, Киев, Чернигов, Владимир, Москва и т. п. содержат многие, доныне уцелевшие памятники веков прошедших; о других же, сгладившихся с лица земли, говорят нам развалины... Поищем их, дополним остатки воспоминаниями - перестанем завидовать обрушенным замкам древних баронов германских и танов английских», - писал, выражая дух времени, публицист О.М. Сомов.

Формирование «русского стиля» в первой трети XIX века происходило главным образом в сфере архитектуры. Отдельные мотивы русского средневекового зодчества в своих проектах использовали мастера позднего классицизма В.П. Стасов в церкви в русской колонии Александровка близ Потсдама в Германии, А.И, Воронихин в проекте храма-памятника в честь победы в Отечествешюй войне 1812 года.

украшение интерьера

К теме русского деревянного зодчества обращались К.И. Росси и О.И Мопферрап, первый - в проектах домов в деревне Глазово близ Павловска (предназначавшихся для ветеранов Отечественной войны и положивших начало разработке «фольклорной темы»), второй - ресторанов «Русская изба» в Екатерингофе и Потсдаме. Эти немногочисленные, в большинстве своем так и не реализованные проекты, лишь обозначили новое направление в русском искусстве, которое сформировалось только к последней трети XIX века.

Во второй половине 1830-х художественное содержание национального стиля определялось знаменитой формулой «православие - самодержавие - народность», провозглашенной в 1833 году министром просвещения графом С.С. Уваровым в качестве державной идеи николаевской России. Основоположником официального направления - «русского стиля» - стал К.А. Тон, создатель храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и здания Оружейной палаты.

Коли храм Христа Спасителя символизировал в облике Москвы середины XIX века «православие», то воплощением второй составляющей правительственной триады стал Большой Кремлевский дворец. Замысел новой императорской резиденции (1838) возник в ходе реставрации древних кремлевских теремов, осуществлявшейся в 1835-1837 годах под руководством Ф.Г. Солнцева, любимого художника Николая I. Новый дворец мыслился как часть древнего ансамбля. Роль символов, определяющих «национальный» характер нового здания, Тон отвел наличникам окон, воспроизводившим аналогичные детали древних кремлевских теремов.

Идея русского стиля нашла свое воплощение в работах других архитекторов сороковых и пятидесятых годов, прежде всего - A.M. Горностаева. С этим именем знаменитый художественный критик и теоретик русского искусства В.В. Стасов связывал начало развития истинно национального архитектурного направления, к которому он также относил И.А. Монигетти, В.Л. Гартмана и их единомышленников.

Всего голосов: 424