Правила, применимые к любому виду/видам транспорта:
EXW (Ex works) – «Товар со склада продавца» - цена включает только товар и не включает доставку, растаможку, погрузку. В общем сами приезжаете на склад фабрики и своими силами забираете товар.
FCA (Free Carrier) – «Доставка до перевозчика заказчика» - цена включает в себя доставку от завода до, выбранного Вами, перевозчика. При этом товар уже прошел очистку от пошлин на экспорт.
CPT (Carriage Paid To) – «Доставка до перевозчика заказчика в указанном месте назначения» - означает, что продавец доставит товар до места назначения и передаст товар перевозчику.
CIP (Carriage and Insurance Paid to) – «Страховка и доставка до перевозчика заказчика в указанном месте назначения» - в этом случае к условиям CPT прибавляется еще и страховка, которую также оплачивает продавец.
DAP (Delivered At Place) – «Поставка в месте назначения» - по сути является заменой трем условиям из Incoterms 2000 – DAF/DES/DDU. Поставка в месте назначения. Продавец осуществляет поставку, когда товар уже готов к разгрузке (по сути готов к перегрузке для таможенной очистки)
DDP (Delivered Duty Paid) – «Товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков» - в данном случае в эти условия отгрузки включено абсолютно все, даже прохождение таможни. Продавец предоставляет покупателю товар, который уже прошел таможенную очистку в оговоренном месте.
Правила, применимые к морскому транспорту и транспорту территориальных вод:
FAS (Free Alongside Ship) – «Товар доставляется к кораблю заказчика» - к цене добавляется обязательство продавца доставить товар до судна, но не загружать товар на него (только морской транспорт)
FOB (Free On Board) – «Товар отгружается на корабль заказчикака» - в обязательства продавца в этом случае также входит погрузка товара на судно (только морской транспорт).
CFR (Cost and Freight) – «Товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки)» - в этом случае продавец обязуется загрузить товар на судно в порте отгрузки и оплатить доставку товара до порта назначения (только морской транспорт).
CIF (Cost, Insurance and Freight) – «Товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки)» - отличие от CFR только в том, что в данном случае в обязательства продавца также входит оформление страховки на груз (только морской транспорт).
Когда вы запрашиваете цену на товар в Китае, вы, как правило, узнаете именно цену
FOB. Для того чтобы понять, выгодно ли вам покупать этот товар в Китае за эту цену, нужно просчитать цену DDP, то есть цену, которая бы включала в себя все расходы. Именно так вы сможете понять, выгодно ли везти этот товар в Россию или нет.
Если вы будете нанимать своего перевозчика, то имеет смысл работать с поставщиком на условии FOB.
Недобросовестные китайские поставщики могут сделать так: в проформе они не указывают условия отгрузки вовсе. Вы оплачиваете товар, и перед самой отгрузкой, китайцы как бы невзначай, по-дружески интересуются у вас, кто будет проводить таможенную очистку и доставлять товар в порт. Что тут скажешь, придется доплачивать и винить себя за то, что не обратили на это внимание с самого начала. До оплаты депозита вы можете 10 раз переспрашивать одно и то же, требовать подписанных документов и так далее. После оплаты – вам уже ничего не останется, как слепо следовать инструкциям и требованиям китайцев, так у них и ваш товар, и ваши деньги.