Мебель в «русском стиле» производилась рядом московских и петербургских фабрик и мастерских. Так, мебель в «русском стиле», по рисункам архитектора А.С Каминского, исполненная Акционерным обществом фабрики венской мебели Якова и Иосифа Конов (Санкт-Петербург) была удостоена одобрения жюри Всероссийской художественно-промышленной вставки 1882 года в Москве. На этой же выставке была представлена мебель, исполненная по рисункам художника Р. Жуковского на петербургской фабрике братьев Генриха и Антона Лизере.
В искусстве послереформенной России идея создания самобытного художественного стиля приобретает особое значение. А всеобщий интерес к изучению и коллекционированию русских древностей, предметов крестьянской культуры становится одной из характерных черт эпохи. Одновременно общество волнует проблема подготовки художников, способных создать русский национальный стиль в отечественной художественной промышленности. В 1860 году, на основе открытой еще в 1825 году Строгановской школы, создается Училище технического рисования, выпускникам которого предстояло сыграть решающую роль в развитии национально-романтического направления в русском декоративно-прикладном искусстве конца XIX - начала XX века.
К семидесятым годам обозначилась и еше одна важная тенденция: угроза индустриализации, лишавшей предметный мир авторской индивидуальности и одновременно нивелирующей национальные особенности бытовой культуры. Творческие поиски художников совпали со стремлением передовых слоев интеллигенции не дать угаснуть художественным ремеслам и промыслам в русской деревне. Наиболее действенной стала популяризация традиционного народного искусства с целью внедрения его в современную городскую среду и быт.
С восьмидесятых годов поддержка кустарных промыслов становится и государственной программой. Наиболее активную деятельность в этой области развернуло Московское земство. В силу своего географического положения, социальных и экономических особенностей развития подмосковный регион уже с XVI11 века являлся крупнейшим центром художественного производства. Здесь функционировали различные промыслы, обеспечивающие своей продукцией не только окрестные области, но всю Россию; постепенно они выходили и на зарубежный рынок.
При поддержке Московского губернского земства в восьмидесятых годах организуются выставки, открываются мебельные артели и учебные мастерские. В 1885 году в Москве открывается земский склад-магазин кустарных художественных изделий, выросший в последствии в Кустарный музей (ныне Музей народного искусства им. С.Т. Морозова). В 1903-м году Московское земство открывает художественно-столярную мастерскую в Сергиевом Посаде.
Во главе мастерской, где обучали мебельному делу и резьбе по дереву, становится выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик И.И. Левитана В.И. Соколов. Творческий коллектив мастерской состоял из резчиков по дереву, обучавшихся в организованной Соколовым школе или в абрамцевской мастерской. Сергиевские кустари делали отдельные резные предметы и большие мебельные наборы, детали к мебели и маленькие декоративные полочки. Часто они воспроизводили образцы, созданные В.И. Соколовым, С.В. Малютиным, A.M. Васнецовым, Н.Д. Бартрамом, Н.Я. Давыдовой, М.Ф. Якунчиковой, А.П. Зиновьевым, М.К. Амосовым. Нередко изделия раскрашивались, украшались резьбой, речными камешками, эмалевыми накладками, керамическими плитками (Хотьково, фабрика С.Г. Дунаева).

