Творчество резчика В.П.Шутова. И.П.Ропет и В.А.Гартман

Пожалуй, самой оригинальной попыткой создания предмета мебели в «русском стиле» стало выполненное мастером-резчиком В.П. Шутовым кресло «Дуга, топоры и рукавицы». Кресло с атрибутами крестьянского быта впервые было показано на Всероссийской промышленной выставке 1872 года. Спинка его была решена как дуга (один из элементов конской упряжи), на которой красовалась надпись «Тише едешь, дальше будешь», локотники - в форме топоров; сиденье «покрывал» шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежали» оставленные кем-то резные рукавицы.
кресло
Популярность кресла оказалась столь велика, что автору было заказано до пятидесяти его повторений. На изготовление подобных кресел Шутов даже получил привилегию от Департамента торговли и мануфактуры сроком на десять дет. По истечении этого срока стали появляться копии и варианты шутовского кресла, выполненные другими столярами-резчиками. Кресло продолжало тиражироваться вплоть до начала XX века, при этом в его декор вводились все новые атрибуты - кнут, лапти, сверла, балалайка; иногда менялась форма сиденья и текст вырезанной на дуге пословицы. Кресло пользовалось всеобщей любовью: его можно было встретить в квартирах демократически настроенной интеллигенции, особняках аристократии и даже в апартаментах Александра III.

В процессе освоения «органических» приемов «русского стиля» немаловажную роль сыграл журнал «Мотивы русской архитектуры», с которым тесно сотрудничали В.А. Гартман и И.П. Ропет [Петров). Творчество этих мастеров, бесспорно сыгравших важную роль в становлении «русского стиля», оценивалось современниками неоднозначно - от истового восторга до полного неприятия. В их интерпретации национальная по стилю архитектура приобрела черты театральности с подчеркнутой откровенной декоративностью, обилием красочных орнаментов, яркостью цветовых решений. Тем не менее В.А. Гартман по праву считается одним из создателей «русского стиля» в декоративно-прикладном искусстве. В его произведениях отразились искреннее увлечение крестьянским искусством, наивный восторг перед неиссякаемым богатством его орнаментики, породившим декоративную избыточность, характерную для «псевдорусского стиля».

Произведениям И.П. Петрова (Попета) присуща особая перегруженность многочисленными мелкими декоративными элементами. Именно ему принадлежит заслуга создания фантазийного варианта русского стиля, названного современниками «петушиным» из-за столь любимых Попетом изображений петухов, которые тот использовал для украшения элементов архитектуры, мебели и других предметов. Имевшая множество почитателей «ропетовшииа» вызывала резкое неприятие ряда архитекторов. Особенно яростным ее противником был зодчий и декоратор П.В. Султанов, призывавший художников отойти от поверхностной стилизации и встать па путь глубокого изучения древнерусского искусства.

Собственные представления Султанова о путях поиска национального стиля ярко выразились в его работе по реставрации Юсуповских палат в Большом Харитоньевском переулке в Москве, проведенной по его проекту в 1894-1896 годах. Роспись интерьеров, резные порталы, бронзовые решетки и подсвечники достоверно воссоздавали обстановку древнерусских хором. А на московской фабрике А.И. Шмита, специально для палат Юсуповых, были выполнены предметы меблировки, воспроизводящие древнерусские образцы XVII столетия и стулья с прямыми спинками на точеных балясинах, обитые тафтой.

Всего голосов: 331