Творчество Ворноскова В.П.

Предметы мебели и домашнего обихода в «абрамцевском стиле» приобрели такую популярность, а спрос на мебель, выполненную в «народных традициях», стал столь велик, что в Москве, Петербурге, во многих губернских городах начали открываться земские и частные мастерские, при которых создавались школы «народного» творчества.

Большое число мелких кустарных мастерских, в которых воспроизводились поленовские образцы, работало в окрестностях Сергиева Посада. В деревне Кудрино Дмитровского уезда трудился мастер В.П. Ворносков, ученик Е.Д. Поленовой, окончивший в 1892 году абрамцевскую столярно-резчицкую школу. С его творчеством связано новое своеобразное направление в русской резьбе по дереву. Ворносков начал самостоятельно работать по заказам земства как кустарь-надомник, а затем открыл в селе Кудрино мастерскую по типу абрамцевской, где обучалось около тридцати мастеров-резчиков (А.И. Артемьев, Н.В. Гуляев и другие впоследствии стали известными мастерами резьбы). Своему мастерству Ворносков обучил и сыновей, которые впоследствии продолжили дело отца.
Мастер Ворносков В.П.
Вышедшие из мастерской столярные изделия обильно украшались резьбой, а их поверхность полировалась или же покрывалась лаком. Ворносков создал своеобразный тип резьбы, основанный на сочетании растительного и геометрического орнамента с вплетением зооморфных мотивов.

Впоследствии он лег в основу абрамцевокудринской резьбы. На многочисленных шкафчиках и полочках, выходивших из мастерской Ворноскова, мастер резал композиции, составленные из отдельных орнаментальных элементов: веточек, завитков, силуэтов птиц, форм, напоминающих птичьи перья. Чаще всего эти фрагменты, особым образом связанные между собой, группировались в определенном порядке на поверхности предмета. Эта орнаментальная мозаичностъ особенно сближает подобного рода изделия с теми, что выполнялись в сергиевопосадской земской мастерской по рисункам братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых и Сергея Малютина. Сходны с изделиями, выполненными по эскизам «ученых» художников, и ворпосковские образцы, украшенные ленточным орнаментом, словно вошедшим с заставок старинных рукописей.

Большое влияние на ворносковскую резьбу оказали мотивы и приемы вологодской плоскорельефной резьбы XVII - XVIII веков: резные узоры со стеблем, окруженным растительными побегами, формы веток и листьев в виде пальчатообразных закрученных завитков.

Со временем мастеру удалось соединить традиционные мотивы народной резьбы с новыми формами изделий, собственные оригинальные композиции с новыми приемами обработки дерева. В.П. Ворносков много внимания уделял выявлению декоративных возможностей дерева. Он стремился создавать красивые и привлекательные по фактуре и пластическому решению изделия. Используя в основном мягкие породы древесины, мастер придавал им плавные формы с закругленными краями и углами, гармонично сочетающиеся с округлыми, спокойными очертаниями особого орнамента.

Созданные мастером простые деревянные вещи благодаря искусной отделке производят впечатление выполненных из дорогих, благородных пород дерева. Большинство изделий Ворносков морил в красно-коричневый цвет (цвет «мореного дуба»), используя всю гамму его оттенков, но иногда он оставлял и естественный цвет дерева, полируя изделия до блеска (применяя разнообразные по цвету морилки), что еше более усиливало декоративность. Художественная выразительность орнамента достигалась то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром глубокой резьбы.

Образцы поленовской мебели воспроизводили и другие столярные мастерские, во множестве возникшие в окрестностях Сергиева Посада, однако художественный и технический уровень их продукции значительно уступал абрамцевскиму.

Всего голосов: 402